На кого будет похож ребенок?
Сколько приходится читать в интернете весьма печальных историй о мужьях, обвиняющих жен в неверности из-за того, что ребенок не похож на отца, или свекровях, по той же причине подозревающих невесток в измене любимому отпрыску. А ведь можно было бы избежать многих недоразумений и сохранить мир и согласие в таких семьях, попадись в руки этим горе-папам и бабушкам обыкновенный учебник по генетике.
Чтобы недостаток знаний не приводил к подобным семейным драмам, давайте проясним ситуацию. Итак, почему все-таки в большинстве случаев дети похожи на родителей, но при этом совсем не исключаются случаи, когда ребенок не похож на отца или вообще не похож ни на одного из родителей?
Вот пример из моей собственной семьи. Моя мама всю жизнь сомневается в том, что она – ребенок своих родителей. Действительно, кроме цвета глаз и волос (от матери) и склонности к болезням суставов (от отца) она, кажется, не унаследовала ничего. Да еще бабушка (мама мамы) много лет назад подлила масла в огонь, проронив фразу: «Она совсем на нас не похожа, будто в роддоме подменили».
Что ж, руководствуясь не только необходимостью прояснить эту тему для читателей, но и личным интересом, попытаюсь разобраться, на кого должен быть похож ребенок, если он вообще, конечно, что-то кому-то должен.
Правда о наследовании признаков
Итак, для начала вспомним школьные уроки биологии, где нам всем объясняли упрощенную схему механизма наследования. За наследование потомством тех или иных признаков отвечают гены. Гены бывают доминантные (сильные) и рецессивные (слабые). Каждая особь, будь то кошка, собака, лошадь, букашка или человек, наследует по паре генов, то есть по одному у каждого родителя. Получается, что гены этой особи могут быть как полностью доминантными, так и смешанными, а возможно и только рецессивными. Выходит своего рода лотерея. Существуют, конечно, определенные закономерности: доминантные гены потому так и называются, что чаще всего именно они проявляются в фенотипе (индивидуальных признаках особи). Но у каждого правила есть исключения.
У человека доминантными генами считаются гены, отвечающие за темный цвет глаз, волос и кожи, кудрявость, крупные черты лица. Соответственно, за светлые глаза, светлые и прямые волосы, бледнокожесть, утонченность черт отвечают гены рецессивные. Отсюда и закономерность:
- у темноволосых кареглазых родителей, как правило, рождаются такие же дети;
- ребенок шатена и ослепительной блондинки с большей вероятностью «мастью» пойдет в отца, но может унаследовать и мамину белобрысость;
- а вот у светловолосых носителей рецессивных генов внешность потомства предсказать сложнее всего, так как на нее могут повлиять доминантные гены бабушек и дедушек, а также и более отдаленных предков.
Повторюсь, что это только закономерность, правило, которое вполне может иметь исключения. Например, мать, обладающая волнистыми волосами, и кудрявый отец, оба могут обладать смешанными парами генов (иметь по одному доминантному («кудрявому») и одному рецессивному («прямоволосому») гену), а ребенку передать только рецессивные. В результате родится ребенок с прямыми волосами, что, конечно, удивительно, но никак не должно стать причиной взаимного недоверия родителей.
Мифы о наследовании признаков
Отдельно остановимся на часто встречающихся в интернете и СМИ псевдонаучных утверждениях относительно того, на кого должен быть похож первый ребенок, а также о влиянии на потомство генов предыдущих сексуальных партнеров матери.
Миф 1. Первый ребенок всегда похож на папу, а второй – на маму. Непонятно, на основе чьих личных наблюдений появилось это заключение. Никаких научных и статистических данных в его пользу не существует.
Миф 2. Теория о телегонии – предполагаемом влиянии первого мужчины на все потомство женщины. Существует также мнение, будто все половые партнеры оставляют женщине генетическую информацию, которая в дальнейшем проявляется в той или иной степени в ее детях. Теория эта появилась в первой половине XIX века на основе результатов опыта по скрещиванию лошади с зеброй, которое описал даже Чарльз Дарвин: это скрещивание не дало потомства, зато последующее, уже одновидовое скрещивание, привело к рождению полосатых жеребят. Однако известно, что в конце XIX века этот опыт был как минимум дважды повторен учеными, и ни разу больше не было получено потомства с признаками зебр. Возможно, удивительный результат описанного Дарвином опыта был следствием вовсе не явления телегонии, а влияния генов отдаленных предков (о возможности такого влияния говорилось выше).
Так или иначе, во все времена рождение младенца сопровождалось и сопровождается жаркими спорами родственников о том, на кого больше похож ребенок. Если ребенок похож на маму, ликуют бабушки и дедушки с маминой стороны, если же на папу, то его родня с гордостью заявляет: «А маленький-то – в нашу породу!» Все это понятно, ведь каждому хочется увидеть в маленьком человеке свое продолжение. Но не нужно огорчаться, если малыш родился не похожим на вас. Все люди разные, и природа распорядилась мудро, создав такое разнообразие. Ведь согласитесь, скучно было бы растить и воспитывать свою точную копию.